Острый дефицит валюты не позволил компании «Белэнерго» оплатить апрельские счета за импорт электроэнергии из России и Украины. Поставки могут быть остановлены. Самым важным источником энергобезопасности в мире называют энергосбережение. Как оно влияет на импортозамещение и конкурентоспособность белорусской продукции, рассказывает руководитель Проекта ПРООН/ГЭФ «Устранение препятствий в повышении энергоэффективности предприятий государственного сектора Беларуси» Александр ГРЕБЕНЬКОВ.
— По показателю энергопотребления на душу населения Беларусь уступает в полтора-два раза многим другим развитым странам со схожими климатическими условиями. Если страна стремится достичь достойного жизненного уровня людей и наращивать темпы роста экономики, она должна увеличивать свой энергетический потенциал и энергоэффективность. Тем более что в Беларуси практически отсутствуют собственные запасы ископаемого топлива. В результате ежегодные затраты государства на энергообеспечение в условиях роста цен на энергоносители постоянно увеличиваются. Их доля в 2009 году достигла 24% от валового внутреннего продукта (ВВП). Вот почему энергосбережение сейчас является приоритетом национальной политики.
Стоит отметить, что за последние пять лет энергоемкость ВВП снижена почти на 30%. Инвестиции в мероприятия по энергоэффективности выросли более чем в три раза и достигли почти 3.5% от ВВП. Доля возобновляемых источников энергии в балансе котельно-печного топлива выросла почти в полтора раза по сравнению с 2005 годом. Сейчас она составляет 13.1%.
Таким образом, за последние 15 лет в стране достигнуто более чем пятикратное сокращение углеродоемкости экономики и двукратный рост доли возобновляемой энергии.
Энергоэффективность повышает конкурентоспособность продукции в связи с сокращением издержек на потребление топлива, позволяет снизить зависимость экономики страны от импортируемых топливно-энергетических ресурсов и сократить дефицит платежного баланса. Пока энергоемкость еще очень высока.
— А что мешает ее снизить?
— Политика в сфере энергоэффективности в Беларуси раньше была основана в большей степени на мерах административного характера. В период после рецессии, которая, как считается, закончилась в 1996 году, это давало быстрые и существенные результаты. Удельные затраты на одну сэкономленную тонну условного топлива в конце 1990-х годов составляли менее 100 долларов. В нынешних условиях эти затраты выросли уже более чем в семь раз. Административные мероприятия по повышению энергоэффективности становятся достаточно затратными. Государство должно обратиться к другим механизмам и инструментам повышения энергоэффективности в стране.
— Вы не могли бы назвать эти механизмы?
— Дальнейшая значительная экономия энергоресурсов возможна только при условии введения экономических рычагов для технического перевооружения и замены энергоемкого оборудования, создания инфраструктуры для возобновляемых источников энергии и внедрения энергоэффективных технологий как на стороне производства и передачи энергии, так и на стороне ее потребления. Это требует значительных объемов финансовых средств и немало времени.
Государство не может нести бремя затрат на энергоэффективность без привлечения бизнеса в эту сферу. На данном этапе критически важно создать условия для мотивации предприятий к внедрению наилучших доступных технологий, увеличения доли заемных и собственных средств в общем объеме инвестиций в энергоэффективность, обеспечение устойчивой благоприятной инвестиционной среды в этой сфере.
— Как заинтересовать бизнес?
— Практика перекрестного субсидирования, большая доля бюджетных средств на невозвратной основе в объеме инвестиций, тарифные диспропорции — все это ограничивает стимулирование инвестиций в повышение энергоэффективности, а растущие цены на импортируемые топливно-энергетические ресурсы сдерживают аккумуляцию предприятиями средств, необходимых для модернизации. Необходимо создавать условия, чтобы было выгодно вкладывать средства в энергоэффективность и создавать среду для инвесторов. Нужны также изменения в законодательной базе.
— Через сколько лет наша экономика может приблизиться по энергоэффективности к европейской?
— Если будут произведены названные выше преобразования и достигнуты целевые показателей в области энергосбережения -- снижение энергоемкости ВВП до 2020 года на 60% к уровню 2005 года и увеличение доли возобновляемых источников энергии в балансе котельно-печного топлива до 25%, то это произойдет скоро, как раз в 2020 году. Положительной тенденцией является то, что со временем изменяется структура ВВП в Беларуси. Если раньше речь шла о формировании его за счет энергозатратных производств, теперь все большую долю занимает малоэнергоемкие, наукоемкие производства, сфера услуг. Это положительная тенденция, характерная для европейских стран.
— Как скажется на энергоэффективности производства валютный кризис?
— Кризис не может не влиять на наукоемкие сектора, каковым и является энергетика. Поскольку наиболее наукоемкий сектор пока ориентируется на импорт-технологии, передачу опыта и практику западной энергетики, Беларусь будет зависеть от валютного рынка в проведении мероприятий по энергоэффективности. При сложившейся ситуации государство вынуждено ограничивать себя в импорте, чтобы погасить дефицит платежного баланса. Однако наличие ряда возможностей и компетентного бизнес-сообщества в Беларуси вселяет уверенность и надежду на дальнейшие позитивные перспективы в сфере энергоэффективности.
Справка «Завтра твоей страны»
Проект «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси» является совместной инициативой Глобального экологического фонда, Программы развития ООН, Европейской экономической комиссии ООН и Департамента по энергоэффективности Госстандарта Беларуси. На его финансирование выделен грант ГЭФ в размере 1,4 млн. долл. США.
Сроки реализации проекта: январь 2007 – декабрь 2011 года.
Виктор ЛИСТОПАДОВ http://zautra.by
Комментариев нет:
Отправить комментарий